MENU

 

ИСТОРИЯ ЗМЕЕСТРОЕНИЯ

 

 

 

Первые упоминания о воздушных змеях встречаются еще за два века до нашего летосчисления. Змеи строились в виде рыб, птиц, бабочек, жуков, которые раскрашивались в яркие цвета. Наиболее распространен был змей-дракон, похожий на полукрокодила-полузмею. Возможно, название «воздушный змей» связано с той формой, которую ранее ему чаще всего придавали. В Китайском фольклоре много историй о том, что воздушные змеи запускали как для удовольствия, так и для дела. Наиболее часто воздушные змеи применяли в военных целях. Китайцы использовали воздушные змеи для того, чтобы измерить расстояние между своей армией и стенами замка противника. В небо поднимали разведчиков - наблюдателей. Существует легенда о том, что в 202 году до нашей эры генерал Хуан Тенг и его армия были окружены противниками, и им грозило полное уничтожение. Говорится, что случайный порыв ветра сорвал с головы генерала шляпу, и тогда к нему пришла идея создания большого количества воздушных змеев, снаряженных звуковыми устройствами. Воздушные змеи были сделаны из бамбука, бумаги и шелка. Глубокой ночью эти воздушные змеи летали прямо над головами армии противников, которые, услышав загадочные завывания в небе, запаниковали и убежали.

 

Из Китая, через Индокитай, воздушные змеи появились и в Японии. Возможно, они были принесены в страну Буддийскими миссионерами в давние времена, около 618 - 907 годов. В Японии воздушные змеи приобрели популярность. Стали появляться воздушные змеи в виде красочно раскрашенных полотен. Воздушные змеи служили как бы связующим звеном между человеком и богами. Воздушные змеи запускали для того, чтобы отпугнуть злые силы, защититься от несчастий, обеспечить хороший урожай и здоровье. Современные Японские воздушные змеи - настоящие произведения искусства. На них изображаются благородные самураи, народные герои, священные животные и птицы.

 

Согласно Европейским традициям, изобретение воздушных змеев приписывается греческому математику Archytas, который, около 400 года до н.э., сконструировал деревянную птицу, основываясь на исследованиях полетов птиц. Считается, что его воодушевил увиденный китайский воздушный змей – птица. В 105 году н.э. римляне запускали украшенные тканевые флюгера как военные флаги. Обычно они были в форме животных с широкими ртами и поднимались на шестах, чтобы поймать ветер. Ниспадающий цилиндрический хвост флюгера из ткани, извивающейся как туловище дракона, придавал всадникам уверенности в себе и создавал угрожающий вид, который придавал страх врагу. Также флюгера указывали стрельцам направление и силу ветра. Любопытны старинные записи о том, как в 906 году киевский князь Олег использовал воздушные змеи при взятии Царьграда. Летопись говорит, что над неприятелем в воздухе появились «кони и люди бумажны, вооружены и позлащены».

 

Позднее воздушные змеи стали строить в виде плоской рамки, обтянутой бумагой или тканью. Они уже ничем не напоминали сказочного дракона или змея, но название сохранилось до наших дней. Долгое время воздушные змеи не находили широкого практического применения. Только со второй половины XVIII века их начинают использовать при научных работах. В 1749 году англичанин А. Вильсон с помощью змея поднимал термометр для определения температуры воздуха на высоте. В 1752 году американский ученый Б. Франклин воспользовался воздушным змеем для исследования молний. Открыв электрическую природу молнии, Франклин изобрел громоотвод. Запуская в воздух воздушные змеи, М.В. Ломоносов изучал верхние слои атмосферы и природу молнии. 26 июня 1753 года Ломоносов «при помощи змея извлек молнию из облаков». Он запустил воздушный змей в грозу и по его бечевке, используемой как проводник, извлек разряд статического электричества. Эти опыты едва не стоили ему жизни — М.В. Ломоносов случайно вышел из комнаты незадолго до сильного электрического разряда, а находившийся там академик Г.В. Рихман погиб. С 1848 года много работ по подъему воздушных змеев провел командир Охтенской пиротехнической школы К. И. Константинов. Он разработал систему спасения судов, терпящих аварии вблизи берега: на судно с помощью воздушных змеев подавался сначала тонкий шнур, а затем уже крепкий канат. Значительно усовершенствовал змеи австралийский ученый Л. Харграв, применив конструкцию из двух сквозных коробок, соединенных между собой. Так появился воздушный змей, которому для устойчивого полета уже не нужен был хвост. К 90-м годам прошлого столетия относятся работы русских ученых — председателя Русского технического общества М. М. Поморцева и академика М. А. Рыкачева по применению воздушных змеев в области метеорологии. Поморцев создал для этих целей ряд оригинальных змеев, а Рыкачев сконструировал специальные приборы. Начиная с 1894 года воздушные змеи систематически использовались для изучения верхних слоев атмосферы. На пороге XX века воздушные змеи помогли изобретателю радио А. С. Попову в усовершенствовании беспроволочной телеграфной связи — на змеях поднималась в воздух антенна.

 

Вопросами полета змеев занимались не только ученые, ими интересовались и военные ведомства. Во время первой мировой войны войска различных стран широко применяли воздушные змеи для наблюдательных постов, корректировавших огонь артиллерии. При сильном ветре наблюдателя поднимали на высоту до 800 м. Воздушные змеи не так-то легко было сбить. Кроме того, выход из строя отдельного змея воздушного поезда отражался только на высоте подъема наблюдателя, но не вызывал его падения. Воздушные змеи использовались и на фронтах Великой Отечественной войны. Например, с их помощью наши бойцы разбрасывали листовки.

 

До сих пор никто толком не может сказать, как все-таки втаскивали на верхотуру и укладывали многотонные блоки египетских пирамид. Недавно профессор аэронавтики Калифорнийского технологического института Морин КЛЕММОНС выдвинула идею о том, что постройка египетских пирамид не обошлась без воздушных змеев. Листая книгу о памятниках Древнего Египта, она обратила внимание на один иероглиф, изображавший строй людей в необычных позах. Они держали в руках нечто, очень похожее на веревки, которые через подобие системы блоков тянулись к огромной птице, парившей в небе. Морин подумала: а что если "птицей" является огромный воздушный змей? Не его ли использовали для подъема тяжелых предметов? Клеммонс решила проверить свою догадку на практике и сумела при помощи змеев, купленных в магазине, поднять сначала трехметровое бревно, а потом и 180-килограммовый обелиск.

 

Воодушевленная своей идеей, она обратилась на факультеты аэронавтики нескольких университетов за помощью для продолжения исследований. На ее предложение откликнулся ученый иранского происхождения Мортез Гариб. Со своими коллегами он задумал установить 4,5-метровый каменный обелиск в вертикальное положение, не пользуясь при этом ничем, кроме ветра. По расчетам выходило, что для подъема 3,5-тонной колонны совсем необязательно ждать сильного ветра: с задачей можно справиться, даже если подует легкий бриз. Энтузиасты использовали прямоугольный нейлоновый парус площадью 40 квадратных метров, а ключевую роль отвели системе блоков, которые должны были приумножать прилагаемое усилие.

 

Воздушный змей легко оторвал обелиск от земли. "Мы были поражены, - рассказывал Гариб. - В тот самый момент, когда парус наполнился воздухом, обелиск был установлен в вертикальное положение за каких-нибудь 40 секунд". Скорость ветра при этом составляла всего 16-20 километров в час - немногим больше половины того, что, по расчетам, требовалось для подъема камня. Выходит, змей мог бы поднять и более тяжелый предмет. 40 человек и четыре или пять змеев, как уверяет исследователь, смогли бы установить в вертикальное положение даже 300-тонный блок. Следовательно, строители пирамид могли использовать змеев для укладки массивных камней. Ни египтологи, ни другие ученые не располагают изображениями самого процесса строительства пирамид, поэтому истину установить сложно. Все материалы, применявшиеся для обуздания энергии ветра, - канаты, ткани и деревянные конструкции - давным-давно превратились в пыль. Разумеется, жрецы, отвечавшие за сооружение пирамид, имели причины хранить тайны своих технологий, связанных с применением воздушной стихии, в том числе и в случае использования змеев при строительстве. И все же некоторые вещественные доказательства того, что древние египтяне могли интересоваться полетами, существуют. На Ступенчатой пирамиде в Саккара найден предмет, невероятно похожий на модель планера. Возраст находки и ее совершенные аэродинамические формы дают основание полагать, что технические идеи полетов зародились у египтян в глубокой древности.

 

В 1972 году Питер Поул придумал привязать к змею вторую стропу и видоизменить его форму. Так был изобретен пилотажный змей (stunt kite), с которым можно выполнять разнообразные трюки. Не только, например, рисовать в небе круг, квадрат или треугольник, но и заставлять его лететь на разной высоте и с разной скоростью, снижаться к земле и вдруг резко взмывать вверх. Современный пилотажный змей сделан из сверхпрочных материалов. Для каркаса используется карбон, сам парус – из нейлона, милара и кевлара. Стропы изготавливаются из спектры – синтетической нити, которая обладает низким коэффициентом растяжения, не рвется и не истирается. Сейчас stunt kiting (то есть запуск пилотажного змея) стал популярным видом спорта. В 1982 году прошли первые соревнования. Теперь в одной Америке в год проходит около 50 состязаний. Кроме выполнения фигур в воздухе, есть еще соревнования по фристайлу, а также очень зрелищные программы «балет» (хотя по своему принципу это больше похоже на фигурное катание): участник заставляет змея делать трюки под музыку, а жюри оценивает его чувство ритма, зрелищность, правильность выполнения композиций и концепцию номера. Соревнуются как в индивидуальном зачете, так и в командном, и тогда в небо под музыку взмывает множество красочных змеев, которые синхронно выписывают немыслимые фигуры. Существует несколько крупных организаций, которые объединяют любителей пилотажных змеев. Так, в Японии это All-Japan Sport Kite Association (AJSKA), в США – Ассоциация любителей американских змеев AKA. А жители Европы объединились в организацию STACK (Sport Team and Competitive Kiting), филиалы которой есть не только во Франции, Великобритании, Италии, Испании, Германии, но и в Швеции, Нидерландах, Финляндии и Турции.

 

В наше время воздушные змеи — не только увлекательное занятие для души. Инженеры из судоходной компании MS Beluga Skysails полагают, что парус в виде крыла, размер которого составляет 160 квадратных метров, может сократить потребление топлива примерно на 20%. "Воздушный змей" управляется компьютером, который максимально точно рассчитывает силу и направление ветра. Для того чтобы привести новый парус-двигатель в действие, попутный ветер не обязателен, так как он работает и при боковых ветрах. Согласно некоторым подсчетам, топливо, сжигаемое морскими судами, составляет 4% от общих выбросов углекислого газа в атмосферу. Таким образом, данная технология также поможет сократить уровень выбросов вредных веществ.