MENU

ВОЗДУШНЫЙ ПОЧТАЛЬОН.

 

Такого змея разработал инженер А. Заводный. На рисунке показан общий вид и отдельные детали.

 



Воздушный почтальон А. Заводного: 1—задняя тележка; 2—ось; 3—ролик; 4—пружинка; 5—обушок; 6—наконечник; 7—толкатель; 8—рама; 9—верхняя тележка; 10—планка; 11—парус; 12—верхний рей; 13—нижний рей; 14—мачта.
 

Раму, мачту и верхний рей изготовьте из алюминиевой проволоки. Тележки, обушок, планку и наконечник пружины по приведенным на рисунке разверткам вырежьте из листа дюралюминия толщиной 1 мм. Материал для роликов можно выбрать любой, например дюралюминий, плотное дерево, пластик. Ролики придется выточить на токарном станке. Если вы подберете готовые ролики, то учтите, что в зависимости от их размеров придется внести соответствующие изменения на развертках тележек. Радиус сгиба нижней и верхней тележек не должен превышать 1,5 мм. Отверстия и прорези в них сверлите после гибки. Чтобы установить оси с роликами внутри тележек, верхнюю половину их корпусов следует немного разогнуть, а затем вновь вернуть в исходное положение.

Наденьте тележки пазами на концы рамы, в которых предусмотрены лыски. Выступающие части рамы необходимо расклепать, чтобы соединение получилось прочным и неразъемным. Обушок не должен вращаться и скользить по раме. Поэтому в местах его установки часть рамы следует слегка расплющить, а концы обжать плоскогубцами.

Толкатель и нижний рей изготовьте из стальной проволоки диаметром 0,8—1,2 мм. Переднюю часть толкателя, его кольцо, сгибайте после установки в отверстиях тележек.
Парус сшейте из тонкой полиэтиленовой пленки (желательно цветной), тонкого шелка или капрона и обстрочите его края яркой шелковой лентой шириной 40 мм. Для крепления паруса к мачте и реям в его углах пришейте кусочки пластмассовой трубочки от использованного стержня шариковой ручки. Для крепления нижнего рея в трубки вставьте кусочки спичек длиной 3—4 мм — они не дадут концам рея протереть ткань. К месту крепления нижнего рея к парусу привяжите концы уздечки из лески, тонкого шнурка или толстой нитки. Длину уздечки отрегулируйте так, чтобы угол между мачтой и рамой составлял 65—75°. В середине уздечку привяжите через отверстие в планке. Второе отверстие в планке должно оставаться свободным — оно фиксируется на замковой части толкателя.

Чтобы «почтальон» быстро возвращался назад после сбрасывания груза, рекомендуем установить пружину, с помощью которой поворачивается мачта и складывается парус. Для этих целей подойдет кусок пружины от старого будильника или сломанной заводной игрушки. Один конец пружины прижмите к раме и плотно обмотайте нитками, пропитанными водоотталкивающим клеем или лаком. На другой конец прикрепите наконечник (его достаточно слегка обжать плоскогубцами). Можно, конечно, обойтись и без пружины. Ветер сам повернет мачту с парусом после освобождения уздечки. Только в этом случае «почтальон» будет возвращаться на землю медленнее.

Для срабатывания замка и спуска модели поперек леера нужно закрепить упор — деревянную палочку длиной 15—20 мм. Расстояние от упора до уздечки змея рекомендуем выбрать не менее 2 м.

Пользоваться «почтальоном» надо так. Запустите змей как можно выше. Введите мачту в кольцо нижнего рея, на концы которого натяните углы паруса. Верхний конец мачты проденьте сквозь кольцо наконечника пружины и совместите отверстия обушка с отверстием верхнего конца мачты. Зафиксируйте соединение верхним реем, на концы которого натяните верхние углы паруса.

А теперь, используя наклонные щели в бортах тележек и разъем в кольце толкателя, наденьте воздушный «почтальон» на леер змея. Отогнутые щечки тележек не позволяют лееру соскочить с роликов. Тележки должны перемещаться по лееру свободно, без ощутимого сопротивления.

На модель самолета, вертолёта или к парашютисту привяжите петельку из тонкой лески — она будет меньше скручиваться. Наденьте планку и петельку модели на замковую часть толкателя и закройте замок. Теперь отпустите «почтальона». Парус увлечет его вверх по лееру. Когда толкатель ударится об упор, замок откроется и освободит модель и уздечку паруса. Модель полетит вниз, а воздушный «почтальон» со сложенным парусом вернется обратно по лееру и будет готов к повторному запуску.